Татарский общественный культурно-просветительный центр г.Ташкента

ШИГАБУТДИН МАРДЖАНИ - ОТЕЦ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА, УЧЕНЫЙ, БОГОСЛОВ.

image

0

ШИГАБУТДИН МАРДЖАНИ - ОТЕЦ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА, УЧЕНЫЙ, БОГОСЛОВ.

20.02.2019

21 февраля 2019 года состоится торжественное событие в общественной и культурной жизни как Узбекистана, так и Татарстана – открытие памятной доски в Бухаре в честь Шигабутдина Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани), жившего с 1818 по 1889 годы. Марджани — татарский богослов, шейх суфийского братства Накшбанди, философ, историк и просветитель. Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог.

Стоит отметить, что в Бухарском Арке до сегодняшнего дня была только одна почетная доска в честь иностранца, а именно посвященная пребыванию в Бухаре - Арминия  Вамбери в 1863 году.

Родился Ш, Марджани в просвещенной семье в деревне Ябынчи. Его дедушка, был имамом, муллой и мударисом. Отец - Марджани - Багаутдин ибн Субхан в юношеском возрасте  уезжает в Бухару и учится и преподает в медресе Домулло Турсужон. Вернувшись в 1814г. домой на Родину он преподает в деревне Ябынчи, с 1821 возвращается в свою деревню  Ташкичу, где и остается до самой смерти.

Первоначальное образование Марджани получил в медресе своего отца в деревне Ташкичу.

Склонность серьёзно размышлять о прочитанном, стремление выяснить истинное положение вещей замечается у него с юношеских лет. Биографы отмечают, что уже в 15 лет он задавал учителям такие вопросы, ответить на которые было далеко не просто. В поисках ответов он читает различных авторов и, обнаруживая расхождения в толковании одних и тех положений, стремится доискаться истины. Исследователи отмечают у него критическое отношение к первоисточникам уже с ранних лет. С 17 лет принимает участие в преподавании в медресе своего отца и, будучи неудовлетворенным учебником по морфологии персидского языка, сам берется за его составление.

По стопам своего отца Марджани в 1838 году приезжает в Бухару. По сложившейся традиции медресе Бухары в первой половине Х1Х в., в силу отсутствия у татар светских учебных заведений являлись своеобразными «лицеями» и «благородными пансионами для зажиточных татар».

В Бухаре и Самарканде Марджани проживал и учился в медресе Мири Араб, Кукельташ, Ширдор. Много внимание уделял самообразованию. В библиотеках этих  городов, он самостоятельно ознакомился с трудами ибн Араби (1165-1240) Аль Газали (1059-1011), Аль Фараби (870-950), Ибн Сины (980-1037),  Ибн Рошда (1126-1198), Аль Беруни (973-1048), делал из них выписки. Увлекался наследием выдающихся поэтов Востока, как Абул Касим Фирдоси (984-1020), Омар Хайям (1040-1123). Муслихитдин Саади (1184-1291), Алишер Навои ( 1441-1501).

В Медресе Мири Араб Марджани окружают прогрессивные ученые того времени, которых было правда немного среди основной массы схоластов-теологов. Именно в Бухаре Марджани приступает к серьезному изучению культуры, истории, философии Востока. Первые свои произведения он посвятил истории тюркских народов Средней Азии.

В своих исторических трудах Ш. Марджани очень высоко отзывался об ученых и поэтах Средней Азии. В его трудах имеются интересные сведения об Ибн-сине, ал-Фараби, Ал Беруни, автор дал довольно подробные биографии и творческие портреты этих ученых и поэтов. Научно-философская мысль среднеазиатских народов, как отмечал Марджани, опиралась не только на древнегреческую мудрость, ставшую доступной благодаря переводам их на арабский язык, но и дуалистическую космологию Авесты.

Чтение этой литературы, множества книг, рукописей, которые он копировал и привез на Родину, оказало существенное влияние на формирование Ш.Марджани и во многом определило его подход к мировоззренческим проблемам.  Он в своих работах обстоятельно разбирал взгляды Аристотеля, Платона, Пифагора, Эвклида, Сократа и других античных философов и давал им свою оценку.  Он также подробно описывал, как в Аббасидскую эпоху, греческая наука стала достоянием арабского мира и явилась базой становления их философии, медицины и астрономии.

Марджани показал вклад других народов в исламскую культуру. Он приводил имена переводчиков с греческого, персидского, индийского, и набатейского языков на арабский, посредством которых исламская культура приобщалась к достижениям культуры завоеванных народов.

Работы Марджани  сравнивали с принципами работы древнегреческого  «Отца истории» Геродота, который писал «Мой долг передать все, что рассказывают, но конечно верить всему я не обязан». Это были  первые шаги на пути к исторической критике. Этими же принципами критичности во всех своих трудах следовал и Марджани. Именно поэтому его по праву можно считать отцом татарской истории.

Стремление Марджани поднять интеллектуальный уровень татарского населения до мировых стандартов поставило его фигуру в авангард поступательного развития татарского общества. Марджани - это «путеводная звезда» на пути к прогрессу нации, овладению разносторонними знаниями, которые способствуют становлению мусульман как созидателей современного общества.

В научной литературе Марджани – это  историк, педагог, востоковед, религиозный деятель, философ.  

Марджани одним из первых в татарской религиозной философской мысли ХIХ века выступил как религиозный философ, который стремился поднять интеллектуальный потенциал татарского народа на современный мировой уровень.

Марджани писал: «Религия не противоречит философии, а философия не противоречит религии, потому, что они оба как два близнеца, проистекают из единого источника истины и в действительности идут рука об руку».

Отметим  то, что  упоминания и о других богословах, поэтах, врачах из страны и города Булгар неоднократно встречаются со времени когда творили Аль Фараби, Ибн Сино, Фирдоуси и др. Науке Бухары известны высокая культура и богатая письменность булгар.  Ученые, теологи, суфии Волжской Булгарии в мусульманском мире, в том числе и древней Бухаре, пользовались авторитетом. Многие представители Булгарии обучались в высших учебных заведениях - медресе Бухары, Самарканда и в  письменных источниках зафиксированы не один десяток ученых - теологов, писателей  с нисбой «Булгар», «Булгари», оставивших многочисленные труды по светским, теологическим наукам.

Проведя годы за кропотливым и вдумчивым изучением мусульманской богословской литературы Марджани начал писать смелые, во многом новаторские комментарии по актуальным вопросам исламской философии и правоведения. Таким образом, вернувшись домой в 1849 году он был встречен на Родине с почетом и уважением, как человек необычайной учености и знаний.

И торжественное открытие памятной доски в Бухаре в честь этого великого мыслителя, которое состоится уже завтра, 21 февраля 2019 года, свидетельствует о том, что и Узбекистан и Татарстан помнят и ценят тот исторический вклад, который сделал Марджани в теологию и науку всего мира.

 

Директор научно-исследовательского центра «Наследие Бухары», доктор исторических наук, Роберт Альмеев.

 

Комментарии

Комментариев нет

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии